С одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом Кодекс войны, затем Majesty2 — все они совершенно разные. АThe Creative Assembly просто меняет эпохи.
Но что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет (одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.Кисть художника рисует Total War
Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shoqun. Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medielav 2, к Rome. Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее, меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.
Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medielav. Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку. Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах!..».
Только теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было. Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух, здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением, выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.
Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и всражениях выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая. То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру, затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце обзора.Назад, на острова!
Вот она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически — это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее — лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни с кем не враждует.
Мы становимся во главе одного из кланов. У нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто. Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное «Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…
Восточный прищур вежливости
Политика в Shogun 2 весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один. То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить, воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.
И вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно захватывать провинции.
Также порой любопытны развлечения с религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно, любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.
Когда есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну, или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости, совсем чуть-чуть…).
Разработчики очень детально проработали ландшафт. Карты красивые и очень интересные для поединков. Особенно удались сетевые.
Впрочем, не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Toral War. У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов, если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко говоря, удивляет.
После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2 все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное, можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.
В итоге при выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере — и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.
Да, я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее. Нет других народов, культур. Вокруг все японское…Демонстрантов разогнали
И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.